
Разработана в КБ завода № 172 в 1937 году. На вооружении с сентября 1939 года. Выпускалась до конца 1941 года. Всего произведено 1522 орудия.
152-мм гаубица была спроектирована в КБ завода № 172 (г.Мотовилиха) под руководством Ф.Ф.Петрова. Гаубица проходила испытания с постоянными доделками вплоть до 1939 года, когда 29 сентября 1939 года была принята на вооружение под названием "152-мм гаубица обр. 1938 г. М-10". Гаубица оказалась слишком тяжелой для дивизионной и недостаточно мощной для корпусной.
С этой гаубицей связана неудачная попытка внедрить для заряжания картузный заряд. Для него в 1939 году был изготовлен новый ствол гаубицы. И хотя испытания показали неплохие результаты, внедрить картузные заряды не удалось по организационным причинам. Это была третья после полигональных стволов и нарезных снарядов похороненная идея советских артиллерийских конструкторов.
Серийное производство гаубиц производилось на том же заводе № 172. К 22 июня 1941 года в РККА состояло на вооружении 1058 гаубиц М-10. Использовалась до конца войны в составе артиллерии РГК.
Тактико-технические характеристики 152-мм гаубицы обр. 1938 г. М-10
калибр – 152,4 мм
масса орудия - 4150 кг (боевая), 4550 кг (при транспортировании)
длина ствола - 20 клб.
масса снаряда - 40 кг
дальнобойность - 12390 м
начальная скорость полета снаряда - 508 м/с
бронепробиваемость - .................. ?
скорострельность - 2-4 выстр./мин
максимальный угол возвышения - 65°
сектор обстрела - 50°
способ транспортировки - механический (автомобиль 5 т)
скорость возки - 35 км/ч (шоссе), 20 км/ч Грунтовая дорога)
способ заряжания - раздельный
расчет – 8 человек
| 
 Калибр, мм:  | 
 75,4  | 
| 
 Длина ствола, клб :  | 
 30  | 
| 
 Масса орудия боевая, кг:  | 
 1200  | 
| 
 Масса снаряда, кг:  | 
 6,5  | 
| 
 Дальнобойность, м:  | 
 10000  | 
| 
 Максимальный угол возвышения, град :  | 
 30  | 
| 
 Сектор обстрела, град :  | 
 8  |