Разработана КБ Артиллерийского комитета под руководством А.А.Лендера и А.Г.Гаврилова в 1931 году. Официально на вооружении с 10.06.1934 года. Производилась с 1932 по ............ год. Всего произведено ............ орудий.
Модификации:
Б-4БМ (большой мощности): длина ствола - 25 клб., масса орудия 17700 кг (боевая), 19000 кг ( при транспортировании), дальнобойность - 18000 м.
Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной и укрытой прочными сооружениями артиллерией противника, для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция лафета обеспечивала гаубице высокую проходимость и ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ. Этот лафет стал унифицированным для целого семейства орудий большой мощности.
Гаубица первоначально выпускалась на заводе "Большевик", затем на заводе "Баррикады", а позднее (с 1938 г.) и на Новокраматорском заводе. В 1932 году была произведена модернизация гаубицы с целью увеличения дальности стрельбы. На гаубицы стали устанавливать удлиненные на 3 клб. стволы. Гаубицы со старыми стволами стали обозначаться Б-4ММ (малой мощности), с новыми стволами - Б-4БМ (большой мощности).
203-мм гаубицы планировались для оснащения корпусной артиллерии, однако к началу Великой Отечественной войны все гаубицы были переведены в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности РВГК. По штату полка в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две гаубицы. Одна гаубица считалась взводом. Всего в полку было 24 гаубицы. К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4, т.е. 792 по штату (727 фактически). По мере производства гаубиц производилась замена Б-4ММ на Б-4БМ.
В период войны всеми заводами было выпущено 889 гаубиц Б-4БМ. К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и отдельных полках имелось 760 гаубиц Б-4.
В ходе войны несколько десятков гаубиц Б-4 было захвачено немцами, которые использовали их в боевых действиях под названием "20.3cm H 503(r)".
Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы обр. 1931 г. Б-4
калибр – 203,4 мм
масса орудия - 15800 кг(боевая), 16830 кг (при транспортировке)
длина ствола - 22 клб.
масса снаряда - 100 кг (фугасный), 146 кг (бетонобойный)
дальнобойность - 16000 м
начальная скорость полета снаряда - 573 м/с (фугасный), 607 м/с (бетонобойный)
бронепробиваемость - бетонное перекрытие до 1 м
скорострельность - 1 выстрел за 2 мин
максимальный угол возвышения - 60°
сектор обстрела - 8°
способ транспортировки - механический, самоходный.
скорость возки - 12-15 км/ч (шоссе, грунтовая дорога), до 8 км/ч (бездорожье)
способ заряжания - раздельный
расчет - 15 человек
Год принятия на вооружение: |
|
Масса, т: |
|
Экипаж, чел.: |
|
Скорость, км/час : |
|
Запас хода, км : |
|
Максимальная толщина брони, мм: |
|
Вооружение: |
|