Разработана на заводе "Баррикады" в 1936 году. На вооружении с 1939 года. Производилась до 1941 года. Всего выпущено 45 орудий.
В 1935 году на заводе "Большевик" под руководством Крупчатникова был создан ствол 280-мм мортиры с поршневым затвором Шнейдера. Этот ствол был установлен на лафет гаубицы Б-4. Таким образом, была создана 280-мм мортира Б-33, по-прежнему именовавшуюся мортирой Шнейдера. Несмотря на успешно проведенные испытания, мортира в серийное производство не пошла. Предпочтение было отдано 280-мм мортире Бр-5. Эта мортира была разработана в КБ завода "Баррикады" под руководством Иванова. С 1936 года мортира многократно доводилась после очередных неудачных испытаний. В конце концов, в 1939 году она была принята на вооружение, и начался ее серийный выпуск на том же заводе "Баррикады". В 1939 году выпущено 20 мортир, в 1940 - еще 25. После этого выпуск мортир прекратился.
К 22.06.1941 г. в РККА на вооружении имелось 47 мортир Бр-5 (вместе с двумя опытными образцами). Все мортиры входили в состав восьми отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности (ОАД ОМ). В каждом дивизионе имелось по шесть мортир. К 1 мая 1945 года в артиллерии РГК имелось 48 280-мм мортир Бр-5 и Шнейдера.
Тактико-технические характеристики 280-мм мортиры обр. 1939 г.
калибр - 279,4 мм
масса орудия - 18400 кг(боевая), 19700 кг (при транспортировке)
длина ствола - 17 клб.
масса снаряда - 200 кг (фугасный), 246 кг (бронебойный)
дальнобойность - 10950 м
начальная скорость полета снаряда - 420 м/с
скорострельность - 1 выстрел за 2 мин
максимальный угол возвышения - 60°
сектор обстрела - 8°
способ транспортировки - механический, самоходный
скорость возки - 12-15 км/ч (по шоссе и грунтовой дороге), до 8 км/ч (по бездорожью)
способ заряжания - раздельный
расчет - 15 человек
Год принятия на вооружение: |
|
Масса, т: |
|
Экипаж, чел.: |
|
Скорость, км/час : |
|
Запас хода, км : |
|
Максимальная толщина брони, мм: |
|
Вооружение: |
|