Разработана Ракетным научно-исследовательским институтом (РНИИ) под руководством И. Гвая в 1941 году. На вооружении с 1941 года. производилась с 1941 по 1945 год. Всего произведено за время войны 6800 установок всех модификаций.
Модификации:
132-мм установка залпового огня БМ-13Н обр. 1943 г. - установка на трехосном грузовике 6х6 "Студебеккер"
132-мм установка залпового огня БМ-13СН обр. 1944 г. - установка на автомобиле "Студебеккер", количество направляющих - 10. дальнобойность - 11800 м.
С боевыми ракетами европейцы столкнулись впервые в XVIII веке, когда англичане испытали на себе действие индийских боевых ракет. С тех пор интерес к ракетной технике проявляли военные инженеры многих стран. К концу XVIII - середине XIX века ракетное оружие уже соперничало со ствольной артиллерией. Однако появление новых порохов и стальных нарезных орудий дало сильный импульс развитию ствольной артиллерии. Ракеты начисто проигрывали соревнование с ней в расходе пороха, кучности и меткости стрельбы. Однако эксперименты с ракетным оружием продолжали немногие энтузиасты. В 20-х годах ХХ века исследования в этом направлении были сконцентрированы в знаменитой Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде.
Ориентировка работ на авиацию тогда казалась естественной, ибо на самолетах невозможно было устанавливать пушки большого калибра, а ракеты могли наносить удары по вражеским наземным и морским объектам с недосягаемой для зениток высоты, а также по самолетам противника. Прорыв в исследованиях был сделан в 1928 году после получения пироксилино-тротилового бездымного пороха для двигателя ракеты. 3 марта 1928 года первый в мире снаряд на таком порохе пролетел 1300 м. За 5 лет в ГДЛ были созданы различные варианты снарядов, из которых лучшим являлся 132-мм реактивный авиационный снаряд. В 1933 году основные работы по реактивной технике перемещаются в Москву в специально созданный реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), в котором к концу 1937 года был создан 82-мм осколочный реактивный снаряд для самолетов-истребителей. 132-мм осколочно-фугасные снаряды поступили на вооружение скоростных бомбардировщиков.
В 1938 году РНИИ под руководством И. Гвая спроектировали многозарядные реактивные установки для наземных войск и кораблей флота. Преодолевая скептицизм артиллерийских специалистов, к июню 1941 года была изготовлена первая опытная партия ракетных установок на базе грузовых автомобилей ЗИС-6. Начавшаяся война заставила провести полигонные испытания установок в боевых условиях.
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея реактивных установок капитана И. Флерова в течение нескольких секунд выпустили 112 снарядов по железнодорожному узлу Орши, приведя немцев в шок. К моменту подлета немецкой авиации батарея уже находилась достаточно далеко от места пуска ракет, доказав преимущество в подвижности и маневренности ракетных батарей. Уже на следующий день батарея И. Флерова нанесла сокрушительный удар по скоплению немецкой живой силы и техники в районе Рудни, выпустив 336 тяжелых снарядов.
Успех реактивной артиллерии сокрушил недоверие к ней со стороны военного руководства, и производство установок шло нарастающими темпами. Уже к осени 1941 года в войсках состояло 33 дивизиона "Катюш". Начались разработки других систем. Реактивная артиллерия принимала участие во многих сражениях Великой отечественной войны от боев под Москвой до взятия Берлина.
Тактико-технические характеристики 132-мм реактивный миномет БМ-13 обр. 1941 г. "Катюша"
калибр - 132 мм
масса орудия - ............... ?
количество направляющих - 16
масса снаряда - 42,3 кг, боевой части снаряда - 21,3 кг
дальнобойность - 8470 м
время залпа - 7-10 сек.
максимальный угол возвышения - 45° ?
сектор обстрела - 5° ?
способ транспортировки - механический
скорость возки - 50 - 60 км/ч (шоссе)
расчет - .................. ?
Год принятия на вооружение: |
|
Масса, т: |
|
Экипаж, чел.: |
|
Скорость, км/час : |
|
Запас хода, км : |
|
Максимальная толщина брони, мм: |
|
Вооружение: |
|