Вы здесь

Штурмовой бронеход «Гелепол» обр. 1912

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2394 в файле /home/cyrilsh/16.cyrilsh.z8.ru/docs/includes/menu.inc).

Первый бронеход в мире, принявший участие в боевых действиях.  Проект бронехода разработан русскими инженерами, первые двенадцать бронеходов были построены в Германии по русским чертежам, но с доработкой немецких инженеров. Остальные машины строились уже в России.

Первые бронеходы были применены в боевых действиях в 1912 году в болгарской армии во время войны против Османской империи. В болгарскую армию было поставлено 10 бронеходов, со смешанными русско-болгарскими экипажами. Обслуживали машины русские и немецкие инженеры.

Бронеходы пошли в бой на турецкие укрепления и их ждал успех — турецкие пулеметы против брони оказались бессильны, болгарская пехота укрывалась за медленно идущими машинами. Правда, четыре из десяти бронеходов были подбиты турецкой артиллерий, но турецкие позиции были быстро захвачены, с минимальными потерями. Это был первый, и единственный, случай боевого применения бронеходов «Гелепол», но он послужил толчком к развитию этого вида оружия.

Поставленные в болгарскую армию бронеходы состояли на вооружении до середины 20-х годов, когда были списаны. В русской армии бронеходы «Гелепол» были выведены из строевых частей в 20-е годы, когда появились в достаточном количестве более совершенные боевые бронемашины. Все «Гелеполы» были отправлены в крепости, где сразу возникла идея их использовать как подвижные (или, в случае неисправности) неподвижные, огневые точки. Именно в этом качестве почти полсотни машин разной степени исправности дожили до 1940 года.

Бронеход «Гелепол» представлял собой прямоугольную коробку на гусеничном ходу.  В передней части корпуса, слева размещался механик-водитель. Справа от него устанавливался пулемет, обслуживаемый пулеметчиком. Чуть сзади и справа находилась рубка, в которой располагался ещё один пулемет, направленный назад по ходу движения. Та располагался второй пулеметчик. На случай движения задним ходом, а это был основной ход в бою, у водителя была небольшая рубка над корпусом, дающая обзор назад.  Правда, управлять стоя и глядя назад водитель не мог , и обзор из рубки был плохой, поэтому в боевой обстановке бронеход двигался практически вслепую, ориентируясь на указания верхнего стрелка, которого в шуме боя и из-за шума моторного отделения было сложно услышать.

В средней части корпуса находилось моторное отделение, где устанавливался двигатель. В корме был оборудован орудийный отсек с 76-мм орудием, командиром, наводчиком, и заряжающим.

Основные тактико-технические характеристики: 

Год принятия на вооружение:

1912

Масса, т:

20

Экипаж, чел.:

6

Скорость, км/час :

7

Запас хода, км :

50

Максимальная толщина брони, мм:

12

Вооружение:

1х76L30, 2х7.62

Дети Земли