Первый бронеход в мире, принявший участие в боевых действиях. Проект бронехода разработан русскими инженерами, первые двенадцать бронеходов были построены в Германии по русским чертежам, но с доработкой немецких инженеров. Остальные машины строились уже в России.
Первые бронеходы были применены в боевых действиях в 1912 году в болгарской армии во время войны против Османской империи. В болгарскую армию было поставлено 10 бронеходов, со смешанными русско-болгарскими экипажами. Обслуживали машины русские и немецкие инженеры.
Бронеходы пошли в бой на турецкие укрепления и их ждал успех — турецкие пулеметы против брони оказались бессильны, болгарская пехота укрывалась за медленно идущими машинами. Правда, четыре из десяти бронеходов были подбиты турецкой артиллерий, но турецкие позиции были быстро захвачены, с минимальными потерями. Это был первый, и единственный, случай боевого применения бронеходов «Гелепол», но он послужил толчком к развитию этого вида оружия.
Поставленные в болгарскую армию бронеходы состояли на вооружении до середины 20-х годов, когда были списаны. В русской армии бронеходы «Гелепол» были выведены из строевых частей в 20-е годы, когда появились в достаточном количестве более совершенные боевые бронемашины. Все «Гелеполы» были отправлены в крепости, где сразу возникла идея их использовать как подвижные (или, в случае неисправности) неподвижные, огневые точки. Именно в этом качестве почти полсотни машин разной степени исправности дожили до 1940 года.
Бронеход «Гелепол» представлял собой прямоугольную коробку на гусеничном ходу. В передней части корпуса, слева размещался механик-водитель. Справа от него устанавливался пулемет, обслуживаемый пулеметчиком. Чуть сзади и справа находилась рубка, в которой располагался ещё один пулемет, направленный назад по ходу движения. Та располагался второй пулеметчик. На случай движения задним ходом, а это был основной ход в бою, у водителя была небольшая рубка над корпусом, дающая обзор назад. Правда, управлять стоя и глядя назад водитель не мог , и обзор из рубки был плохой, поэтому в боевой обстановке бронеход двигался практически вслепую, ориентируясь на указания верхнего стрелка, которого в шуме боя и из-за шума моторного отделения было сложно услышать.
В средней части корпуса находилось моторное отделение, где устанавливался двигатель. В корме был оборудован орудийный отсек с 76-мм орудием, командиром, наводчиком, и заряжающим.
Год принятия на вооружение: |
1912 |
Масса, т: |
20 |
Экипаж, чел.: |
6 |
Скорость, км/час : |
7 |
Запас хода, км : |
50 |
Максимальная толщина брони, мм: |
12 |
Вооружение: |
1х76L30, 2х7.62 |