бои по уничтожению противника в районе Нижне-Чирской.
25-й танковый и 1-й гвардейский механизированный корпуса пробиться на помощь 24-му танковому корпусу не смогли.
28 декабря 11-я танковая дивизия, поддержанная частью сил 6-й танковой дивизии, захватила Тацинскую, выбив оттуда 2-й гвардейский танковый корпус (остатки корпуса сумели прорваться из окружения). На аэродроме оставалась около 100 исправных самолетов.
В этот же день удалось пробиться из окружения в район Скосырской остаткам немецкого 29-го корпуса, с ними было до 4000 итальянцев, они вошли в состав группы Пфейфера.
К 30 декабря наступление войск Юго-Западного фронта было остановлено на всех участках.
Хотя в результате операции "Малый Сатурн" и удалось разгромить большую часть соединений 8-й итальянской армии и заставить командование группы армий "Дон" отказаться от попыток деблокировать 6-ю армию под Сталинградом, в целом задача поставленная перед войсками была выполнена не полностью. Войска фронта не достигли указанных рубежей, преодолеть сопротивление незначительных сил противника создавших фронт обороны на первом этапе не удалось, что дало возможность немецкому командованию перегруппировав силы и подтянув резервы восстановить фронт обороны и остановить наступление. Операция с самого начала пошла неудачно, когда войска не смогли прорвать оборону и для прорыва были использованы танковые корпуса. В результате предназначенные для развития успеха корпуса понесли значительные потери и для действий в глубине обороны противника у них уже не оказалось сил.
К концу дня 31 декабря войска Юго-Западного фронта продвинулись на глубину до 200 км, и вышли на рубеж Новая Калитва - Высочинов - Беловодск - Волошине - Миллерово - Ильинка - Скосырская - Чернышковский.
Разгром 6-й немецкой армии.
Как уже сказано выше первоначально планировался прорыв 6-й армии из окружение и оставление Сталинграда. Однако в дальнейшем было принято решение Сталинград удержать, а 6-ю армию снабжать по воздуху.
Определенный оптимизм немецкого командования в возможности снабжения 6-й армии по воздуху основывался на опыте снабжения окруженных немецких войск в Демянском котле, где ежедневно 100-150 транспортных самолетов доставляли около 265 тонн грузов. Правда численность окруженной под Демянском группировки немецких войск была значительно меньше, а возможности для снабжения лучше. В Сталинграде же имелся лишь один аэродром, который имел ограниченные возможности для приема самолетов.
Для сохранения боеспособности и вообще жизнеспособности 6-я армия должна была получать ежедневно минимум 940 тонн (эта цифра была снижена позже до 500 тонн) самых различных грузов. Таким образом, для обеспечения 6-й армии всем необходимым по воздуху нужно было иметь не менее 500 транспортных самолетов, на самом деле значительно больше с учетом того, что, кроме самолетов, непосредственно несущих ежедневную службу снабжения, требовался и резерв, для замены сбитых, поврежденных и находящихся в ремонте самолетов, а также для организации сменной работы экипажей. Такого количества транспортных самолетов в Германии просто не было.
Для того чтобы в какой-то мере сохранялась боеспособность армии, было решено перебрасывать не менее 500 тонн. Для этого требовалось не меньше 250 Ju.52 с грузоподъемностью в 2 тонны каждый.
Для снабжения окруженной 6-й армии были выделены 5-я, 9-я, 50-я, 102-я, 105-я, 106-я, 500-я, 700-я и 900-я транспортные авиагруппы, имевшие на вооружение транспортные самолеты Ju.52 (кроме 5-й имевшей He.111). В составе этих частей было к 1 декабря 330 самолетов, что соответствовало потребностям (с учетом меньшей грузоподъемности Не.111 - 1,5 тонны).
К январю 1943 года в снабжении окруженной группировки было задействовано уже 308 Ju.52, 355 He.111, 58 Ju.86, 18 Fw.200, 2 Ju.290 и 7 He.177.
Потери с 24 ноября 1942 года по 31 января 1943 года составили 266 Ju.52, 165 He.111, 42 Ju.86, 9 FW.200, 1 Ju.290 и 5 He.177.
Однако требуемого количества грузов доставить не удалось. В среднем в сутки доставлялось:
- с 25 по 29 ноября - 53,8 т;
- с 1 по 11 декабря - 97,3 т;
- с 13 по 21 декабря - 137,7 т;
- с 23 декабря по 11 января - 60 т;
- с 17 по 21 января - 79 т;
- с 24 января по 2 февраля - 45 т.
Всего в течение 70 дней 6-я армия получила 6591 т грузов, в среднем 77.9 т грузов в день. Из "котла" было вывезено около 28000 раненых.
Уже в декабре дневной рацион хлеба составлял всего лишь 200 граммов на передовой и 100 граммов - в тыловых службах и штабах.
Обстановка для Люфтваффе осложнилась уже в начале декабря, когда на имя командующих 8-й и 18-й воздушных армий поступила телеграмма от маршала Новикова, в которой особо подчеркивалась важность борьбы с транспортной авиацией противника. О сбитых и уничтоженных транспортных самолетах предписывалось немедленно докладывать в штаб ВВС. В соответствии с этой директивой были созданы четыре зоны воздушной блокады "котла". Первая из них находилась за внешним кольцом окружения - для ударов по аэродромам противника привлекались бомбардировочные и штурмовые части 8-й и 17-й воздушных армий. Вторую зону, располагавшуюся между внешним и внутренним кольцом оцепления, разбили на пять секторов, в каждом из которых действовало по одной авиадивизии 8-й и 16-й воздушных армий, а один сектор выделялся для 102-й истребительной авиадивизии ПВО. Истребители патрулировали в своих секторах - для их наводки на цель использовались радиолокаторы. В третьей зоне, охватывающей весь район окружения, находилась зенитная артиллерия - 395 орудий среднего калибра и 240 зенитных пулеметов.
Положение особенно осложнилось после того, как советскими войсками были заняты станицы Морозовская и Тацинская, где находились основные авиабазы транспортной авиации. Вместо 200 км, расстояние увеличилось до 300-400 км, причем большая часть проходила над территорией занятой советскими войсками. В связи с чем значительно увеличились потери транспортной авиации, тем более что при таких расстояниях немецкое командование, перестало выделять истребители для прикрытия