дорог, советские нередко вступали в бой на фронте, иногда и с танками.
В 1941 году они имелись в больших количествах, в основном типа БП-35: в составе бронепаровоза ПР-35, оборудованного башней ПВО и радиостанцией, двух легких бронеплощадок ПЛ-35 с двумя 76-мм орудиями на каждой или двух тяжелых площадок ПТ-35 с одним 107-мм орудием и площадки ПВО. Имелось, главным образом в составе войск НКВД и несколько трофейных - польских и прибалтийских бронепопездов. После начала войны с Германией началось производство новых бронепоездов типа НКПС-42. По типу близкие к БП-35, они были проще в производстве и имели более надежную броневую защиту.
В 1942 году начали строить бронепоезда типа ОБ-3. Создавались они в спешке и поэтому изготовленные на разных заводах часто отличались друг от друга, особенно вооружением.
Для вооружения бронепоездов использовались артиллерийские орудия следующих типов: 76-мм обр.1902 г., 76-мм обр.1927 г., 76-мм обр.1927/32 г., 76-мм зенитные обр.1914 г., 76-мм танковые Л-10, 75-мм французские и польские, а также в незначительном количестве 76-мм полевые Ф-22 и танковые Ф-34. Пулеметное вооружение было представлено 7,62-мм "Максим" и ДТ и 7,92-мм "Браунинг".
Кроме выпуска НКПС-42 и ОБ-3, из подручных средств создавались бронепоезда с различным составом вооружения, перечислять которые было бы слишком долго.
В течение второй половины 1942 года в составе действующей армии находилось от 40 до 44 дивизионов бронепоездов, общее же количество дивизионов (без учета войск НКВД) менялось от 61 до 67 .
Для войск ПВО строились зенитные бронепоезда, предназначенные в первую очередь для защиты железных дорог и станций. На вооружении такого бронепоезда обычно было 2 76-мм, 1 37-мм и 1-2 ЗПУ.
Уровень моторизации РККА после потерь 1941 года заметно понизился. Выпуск автомобилей снижался за счет увеличения выпуска танков, в еще большей степени по этой причине снизился выпуск тягачей. Ситуация значительно облегчилась только после начала поставок по ленд-лизу американских "Студебекеров" и "Доджей".
Советские тягачи были представлены:
- легким тягачом "Комсомолец" для буксировки легких орудий;
- трактором СТЗ-5 для буксировки дивизионных и тяжелых орудий;
- трактором "Сталинец-2" для буксировки тяжелых орудий;
- трактором "Коминтерн" для буксировки тяжелых артиллерийских орудий и орудий большой и особой мощности;
- тягачом "Ворошиловец" для буксировки артиллерийских орудий большой и особой мощности и эвакуации танков с поля боя.
Для буксировки орудий так же применялись сельскохозяйственные тракторы С-60, С-65, СТЗ-3, "Коммунар".
Полугусеничных машин в РККА было немного: созданные еще до войны ЗиС-22 и ЗиС-32Р, и начавший поступать в 1942 году ЗиС-42. Охотно использовались в РККА трофейные полугусеничные тягачи.
Для буксировки артиллерийских орудий, перевозки пехоты и доставки грузов использовались грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗиС-5, трофейные машины и упомянутые уже грузовики получаемые по ленд-лизу.
В целом же уровень моторизации в РККА был выше, чем в Вермахте, хотя значительная часть артиллерии была на конной тяге.
Советская авиация все еще ждет своих исследователей. До сих пор достоверно неизвестно, (хотя мнений высказывалось много) почему принимались на вооружение те или иные машины, почему вроде бы хорошие машины снимались с производства, а другие которые вроде бы хуже оставались. Чем руководствовались при принятии решений, какие причины: технические, производственные, боевые, тактические или личностные преобладали при принятии решений. Все это до сих пор неизвестно.
Лучшим истребителем советских ВВС видимо стоит считать американскую "Аэрокобру" - Р-39.
Первые истребители Р-39 разгрузили в Мурманске в конце декабря 1941 года, в 1942 году поставки продолжились. Великобритания отправила в Советский Союз 212 истребителей Р-39 северным маршрутом через Мурманск (54 из них до порта не дошли). Американские З-39 поставлялись в 1942 году через Иран. Но на освоение новой техники ушло много времени и первые части вооруженные этими самолетами на фронте появились в мае на крайнем Севере.
Самым массовым советским истребителем 1942 года, да и всех дальнейших лет, являлись самолеты с маркой ЯК. Первый истребитель из семейства Яков Як-1 к началу войны с Германией имелся в войсках в незначительных количествах менее 200 машин. Но вскоре этот самолет стал самым массовым в РККА, его выпуск в 1942 году уступал только выпуску штурмовиков, к июню им было вооружено около трети всех истребительных авиаполков. С лета 1942 года на Як-1 стал ставиться более мощный двигатель, что повысило его скорость и позволило получить преимущество перед Bf.109F на малых и средних высотах. В декабре за счет повышение аэродинамики удалось еще немного повысить скорость. Осенью появился Як-1Б с улучшенным обзором.
С августа 1941 года в производство был запущен Як-7. В январе 1942 года был запущен в производство Як-7А, с февраля Як-7Б. В малой серии (22 машины) был построен Як-7-37 с 37-мм пушкой. С весны на всех Як-7 стали ставить приемо-передающие радиостанции.
В октябре 1942 года начался выпуск Як-9, впервые эти истребители были применены в ноябре на сталинградском направлении.
Якам все время приходилось догонять противостоящие им Bf.109. Як-1 превосходил Bf.109E, но ко времени появления Як-1, основной модификацией уже был Bf.109F, когда, наконец, Як-9 смог "догнать" (и в прямом смысле этого слова тоже) истребитель Месершмитта, то в воздухе ему уже противостоял Bf.109G.
Вторым по массовости были истребители ЛаГГ-3. В 1942 г . количество ЛаГГов в ВВС Красной Армии достигло максимума, их число почти сравнялось, а в отдельные месяцы даже и превышало количество Яков.
Самолет уступал Якам и поэтому с осени 1941 года велись работы по его модификации. На самолет поставили новый двигатель воздушного охлаждения, усилили вооружение и в результате получили новый и очень хороший истребитель Ла-5. Первые Ла-5 появились на фронте в ноябре.
Самый массовый истребитель 1941 года - МиГ-3 в 1942 году