был снят с производства, хотя в войсках оставался еще в первой половине года в больших количествах. Но в дальнейшем эти самолеты постепенно переводились в авиацию ПВО.
На фронте еще оставались устаревшие истребители И-16 и И-153. На 1 июля на фронте имелись 83 И-153, из них 42 самолета в 5-й воздушной армии.
Первым истребителем полученным по ленд-лизу был английский "Харрикейн". В конце июля 1941 г . в Мурманск прибыла первая партия этих самолетов. "Харрикейны" в СССР критиковались, и вполне справедливо. В Великобритании этот самолет тоже оценивался не очень высоко. Впрочем, стоит заметить, что в низких качествах "Харрикейна" (да и других самолетах) была доля вины советских техников, так как эксплуатация самолетов шла со значительными отклонениями.
Первая партия самолетов Р-40В "Томагаук" прибыла в СССР уже в сентябре 1941 года. Эти машины Советский Союз купил у США за золото еще до начала поставок ленд-лиза. С ноября они попали в летные части. С октября поставлялись машины по ленд-лизу.
"Томагаук" заметно уступал немецким истребителям, как по скорости полета, так и по скороподъемности. К достоинствам машины относили удобную кабину с неплохим обзором вперед и в бок, фонарь с механизмом аварийного сброса, а также мощное вооружение. Маневренность у Р-40 была хуже, чем у советских или немецких машин. Еще одним недостатком Р-40 был его ненадежный двигатель, особенно подверженный поломкам в условиях русской зимы. Неоспоримым достоинством Р-40 была большая дальность полета, что было особенно важно при сопровождении бомбардировщиков, а также при полетах над морем. Когда выяснилось, что американский истребитель не годится для борьбы с немецкими истребителями, их было решено использовать в качестве штурмовиков. Для этого самолеты вооружили четырьмя реактивными снарядами РС-8.
В начале 1942 года прибыли первые "Киттихауки" и их американские аналоги Р-40Е, F и К. (Названия "Томагаук" и "Киттихаук" - это английские обозначения, в Великобритании все модели самолетов (и танков тоже) имели собственные имена, поэтому все американские самолеты и танки, которые использовались англичанами получили кроме индексов еще и имена, под которыми они использовались в английской армии.)
В Советском Союзе эти машины чаще всего использовали в роли истребителя-бомбардировщика
Советские истребители уступали немецким по основным характеристикам и в первую очередь в скорости. На это накладывалась и слабая подготовка основной массы советских летчиков - около 30 часов, против 450 часов у немцев.
Единственным тяжелым двухмоторным советским истребителем который был запущен в серийное производство, был производившийся с августа 1941 года Пе-3. Он использовался в системе ПВО Москвы, а так же для сопровождения дальних бомбардировщиков, в качестве истребителя-бомбардировщика и разведчика.
Самым массовым самолетом Красной Армии был штурмовик Ил-2. До осени 1942 года самолет выпускался в одноместном варианте, что вело к значительным потерям - самолет был хоть и бронированный, но от атак истребителей противника беззащитен, тем более что сопровождение истребителей не всегда обеспечивалось. С осени самолет выпускался в двухместном варианте - для защиты от атак истребителей сзади, появился 12,7-мм пулемет, наступательное вооружение было тоже усилено, устанавливался более мощный двигатель.
В 1942 году был снят с производства ближний бомбардировщик Су-2. К 1943 году они почти исчезли из бомбардировочных частей, но продолжали использоваться как разведчики.
Бомбардировочная авиация использовала самолеты СБ, Ар-2 и Пе-2. В феврале 1942 года начали поступать американские штурмовики А-20 (в СССР именовались "Бостонами"), но они поступали в морскую авиацию в качестве бомбардировщиков, а затем и торпедоносцев, причем использовались только с начала 1943 года.
Дальнебомбардировочная авиация использовала самолеты ДБ-3 и Ил-4, в небольших количествах сохранялись Ер-2 (на 4 августа 1942 г . осталось всего десять Ер-2. К концу года их количество уменьшилось до восьми) и ТБ-7. В конце 1942 года в АДД стали использовать американские В-25 "Митчел", первые самолеты поступили летом 1942 года.
Специальных разведывательных самолетов на фронте оставалось мало. Р-10 к 1942 году уже не встречались.
Самолеты Р-5 и Р-Z применялись не только в качестве разведчиков и корректировщиков, выполняли задачи по снабжению и обеспечению войск, большинство использовалось в качестве ночных бомбардировщиков. К началу летней кампании 1942 г . в действующей армии было 183 Р-5, 25 машин имелось в ВВС Юго-Западного фронта, 51 - в ВВС Брянского фронта, 57 - в ВВС Южного фронта. В течение летних боев количество этих самолетов, несмотря на боевые потери, продолжало удерживаться в пределах 200 единиц.
Основным самолетом легкой ночной бомбардировочной авиации был У-2 (c 1941 года выпускалась модификация У-2ЛНБ ), использовавшийся так же в качестве самолеты связи, штабного, разведывательного и корректировочного, санитарного, и транспортного. При этом он оставался основным самолетом первоначального обучения летчиков.
В качестве корректировщика использовались и полученные по ленд-лизу американские 0-52, полученные в конце 1941 года в количестве 19 машин.
Основным транспортным самолетом был ПС-84 (лицензионная версия американского DC-3) и сам DC-3, поставлявшийся по ленд-лизу и именовавшийся в СССР "Дугласом". Для транспортировки грузов и высадки десантов использовались бомбардировщики ТБ-3, которые в АДД уже не применялись.
Таблица Основные тактико-технические характеристики самолетов использовавшихся Красной Армией в 1942 году.
|
Назначение
|
Масса, кг
|
Экипаж
|
Количество и мощность двигателей, л.с.
|
Скорость, км/час
|
Дальность полета, км
|
Потолок, км
|
Пулеметы, пушки
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
И-153 "Чайка"
|
истребитель
|
1765
|
1
|
1х750
|
424
|
560
|
10700
|
4х7,62
|
200
|
И-16 тип 24
|
истребитель
|
1882
|
1
|
1х920
|
470
|
440
|
9900
|
2х20, 2х7,62
|
|
Як-1 1941 года
|
истребитель
|
2858
|
1
|
1х1050
|
577
|
700
|
10000
|