37
|
47,8
|
Бронебойный
|
0,815
|
750
|
40
|
35
|
29
|
Pz.38(t)
|
|
|
Подкалиберный
|
0,368
|
1040
|
64
|
|
|
|
50
|
42
|
Бронебойный
|
2,05
|
685
|
45
|
36
|
28
|
Pz.IIIH/G
|
|
|
Подкалиберный
|
1,09
|
1050
|
72
|
53
|
33
|
|
|
|
Осколочный
|
1,81
|
450
|
|
|
|
|
50
|
60
|
Бронебойный
|
2,05
|
835
|
60
|
49
|
38
|
Pz.IIIL/M
|
|
|
Подкалиберный
|
1,09
|
1200
|
89
|
67
|
44
|
|
|
|
Осколочный
|
1,81
|
550
|
|
|
|
|
75
|
24
|
Бронебойный
|
6,8
|
385
|
31
|
28
|
25
|
Pz.IVE/F, StuGIIIE
|
|
|
Осколочный
|
5,8
|
420
|
|
|
|
|
75
|
43 и 48
|
Бронебойный
|
6,8
|
770
|
83
|
72
|
60
|
Pz.IVF2/G, StuGIIIF
|
|
|
Подкалиберный
|
3,9
|
990
|
120
|
101
|
82
|
|
|
|
Осколочный
|
5,8
|
485
|
|
|
|
|
Бронеавтомобили в немецкой армии делились на легкие и тяжелые, причем в отличие от танков, в этом случае деление происходило по массе машин. К легким относились машины семейства Sd.221/222/223. Первые две использовались для разведки и боевого охранения, Sd.223 - машина связи в использовавшаяся в разведывательных батальонах. На базе этих машин выпускались машины связи Sd.260/261, в отличие от Sd.223 они обеспечивали связь на уровне полка и дивизии
Из тяжелых бронеавтомобилей к 1942 году на Восточном фронте оставались только восьмиосные бронеавтомобили семейства Sd.231(8 Rad). Sd.231(8 Rad) - базовая модификация, Sd.232(8 Rad) - отличалась радиостанцией и рамочной антенной, Sd.263(8 Rad) - бронеавтомобиль связи, вооруженный только пулеметом, Sd.233 - бронеавтомобиль огневой поддержки с 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.
Специально для войск СС было изготовлена партия австрийских тяжелых бронеавтомобилей ADGZ.
Таблица Производство бронеавтомобилей в 1941-1942 годах.
|
1941
|
1942
|
Sd Kfz 222
|
179
|
352
|
Sd Kfz 223
|
112
|
62
|
Sd Kfz 232 (8-Rad)
|
94
|
170
|
Sd Kfz 233
|
|
9
|
Sd Kfz 247 (8-Rad)
|
54
|
4
|
Sd Kfz 260/261
|
171
|
236
|
Sd Kfz 263 (8-Rad)
|
8
|
108
|
Pol Pz ADGZ
|
|
25
|
Таблица Основные тактико-технические характеристики немецких бронеавтомобилей.
|
Масса, т
|
Колесная формула
|
Экипаж, чел
|
Скорость, км/час
|
Запас хода, км
|
Бронирование, мм
|
Вооружение
|
|
|
|
|
|
|
|
лоб
|
борт
|
башня
|
калибр пушки, мм
|
длина ствола пушки. клб
|
количество пулеметов
|
Sd.221
|
4
|
4х4
|
2
|
80
|
320
|
14,5
|
8
|
14,5
|
|
|
1
|
Sd.222
|
4,8
|
4х4
|
3
|
80
|
350
|
14,5
|
8
|
14,5
|
20
|
97
|
1
|
Sd.223
|
4,4
|
4х4
|
3
|
75
|
300
|
14,5
|
8
|
14,5
|
|
|
1
|
Sd.232
|
8,3
|
8х8
|
4
|
85
|
300
|
15
|
8
|
15
|
20
|
97
|
1
|
Sd.233
|
8
|
8х8
|
4
|
85
|
300
|
15
|
8
|
|
75
|
24
|
|
ADGZ
|
12
|
8х8
|
6
|
70
|
450
|
14,5
|
8
|
14,5
|
20
|
82
|
1
|
Кроме танков, штурмовых орудий и бронеавтомобилей на вооружении Вермахта имелось большое количество различной бронетехники вспомогательного назначения.
В составе штабных подразделений и подразделений связи подвижных соединений использовались машины связи и командирские машины. Бронеавтомобили связи уже рассмотрены выше, кроме них имелись колесные машины Sd.247A и Sd.247B, использовавшиеся в качестве командирских машин в разведывательных частях. Командирские танки kl PzBefWg.I, изготавливались на шасси танка Pz.I., вместо башни у него была рубка, с установленным в лобовом листе пулеметом. На базе танка Pz.III было выпущено 5 типов командирских танков (gr PzBefWg) общей численностью 435 штук. Модификация Pz.IIIK имела штатное вооружение - 50-мм пушку (выпущено около 100 машин), на остальных модификациях пушку демонтировали и вместо нее установили деревянный макет. Кроме них в качестве командирских немцы охотно использовали французские S35, с установкой дополнительной радиостанции. При этом пушка снималась, и вместо нее устанавливался деревянный макет. Для командиров взводов и батарей штурмовых орудий на базе бронетранспортера Sd.251, производилась машина Sd.253. Несколько модификаций машин связи и штабных машин было создано на шассси бронетранспортеров Sd.250 и Sd.251.
Для частей штурмовых орудий изготавливали транспортеры боеприпасов Sd.252 на базе бронетранспортера Sd.251. Специально для установок 60cm Moerser "Karl-Geraet", на базе танка Pz.IV были созданы транспортеры боеприпасов, каждый из которых перевозил по 4 600-мм снаряда. Кроме них в транспортеры боеприпасов в конце 1940 года был переоборудован 51 танк Pz.I, а в 1941 году несколько десятков французских танков R35 и Н35.
Для артиллерийских частей выпускались машины передовых артиллерийских наблюдателей - колесно-гусеничные Sd.254, создававшаяся как артиллерийский тягач для австрийской армии. В конце 1942 года на шасси французского бронированного тягача "Lorraine" изготовили партию машин Pz Art Beob wg LrS(f).
В саперных частях некоторых танковых дивизий использовались мостоукладчики созданные на шасси танков Pz.I , Pz.II и Pz.IV, которых в 1940-41 годах было изготовлено чуть более 20 штук.
В составе 300-го танкового батальона действовавшего в 1942 году в Крыму были собраны все имеющиеся в Вермахте дистанционно-управляемые танкетки: Minenraumer B I, изготовленные в количестве 50 единиц и Ladungsleger I - 100 единиц в 1939-1940 годах. Первая буксировала сцепку из нескольких зубчатых колес, наезд которых на мину должен был вызвать взрыв, вторая несла на себе заряд взрывчатого вещества.
С апреля 1942 года производились s Ladungstrager B IV и le Ladungstrager Goliath, но применяли их уже в 1943 году.
Таблица Производство вспомогательной бронетехники в 1941-1942 годах.
|
1941
|
1942
|
Командирские машины
|
|
|
gr Pz Bef Wg
|
132
|
14
|
Pz Bef Wg (с 50-мм пушкой L/42)
|
|
81
|
Pz Bef Wg (с 50-мм пушкой L/60)
|
|
36
|
Sd Kfz 247
|
54
|
4
|
Sd Kfz 253
|
200
|
|
Транспортеры боеприпасов
|
|
|
Mun trager fur Karl (Pz Kpfw IV)
|
13
|
|
VK302
|
22
|
6
|
Sd Kfz 252
|
359
|
|
Машины передовых артиллерийских наблюдателей
|
Sd Kfz 254
|
7
|
|
Pz Art Beob wg LrS(f)
|
|
39
|
Дистанционно-управляемые танкетки
|