и бригады формировались в очень сжатые сроки, это было скорее исключение чем правило, а кроме того существовали и запасные части, где собственно и должны были многому учить. Однако подготовка советских солдат была чаще всего на самом низком уровне. Это подтверждается многими документами и воспоминаниями участников. О качестве подготовки рядовых солдат в советской армии могут сами судить те, кому довелось в ней служить (разницы между 30-ми, 40-ми или 70-ми годами не было). Подготовка личного состава делилась на три главные составляющие: строевая, политическая и собственно боевая. Главное внимание всегда уделялось строевой подгтовке - во-первых, начальству было легче всего проверить эту часть подгтовки, во-вторых, для командиров всех уровней это была наиболее удобная форма - далеко ходить не надо, знай, вырабатывай командный голос. Политическая подготовка заключалась в чтении политработниками неких текстов, подготовленных соответсвующими органами, остальной личный состав при этом должен был слушать. Хотя официально эта часть подготовки была главной, реально она стояла на втором месте, после строевой. И, наконец, на последнем месте обычно стояла непосредственно боевая учеба: слишком уж сложно и утомительно, и то немаловажно, реально результаты можно проверить только в боевой обстановке. Конечно, всегда были исключения.
И еще про авиацию. Немецкая авиация в этой как во всех предыдущих операциях наносила удары по советским тылам, поддерживала свои войска на поле боя уничтожая совесткие танки и пехоту. Немецкие истребители прикрывали свои бомбардировщики от атак советских истребителей, прикрывали свои войска от ударов советских штурмовиков и бомбардировщиков. Потери советских войск от ударов немецкой авиации были весьма значительны, немало известно случаев, когда советские атаки останавливались ударом лишь одних пикирующих бомбардировщиков.
Совесткая авиация делало, в общем, все то же самое. Бомбардировщики наносили удары по немецким тылам, штурмовики атаковали колонны немецкой пехоты и техники. Истребители вели активную борьбу за господство в воздухе, нанося весьма значительные потери немецкой авиации. Но так получается, что совесткая авиация вела свою особую войну, фактически отдельную от действий сухопутных войск. Несмотря на большую активность советской авиации, помноженную на ее численность, пехота постоянно не имела прикрытия с воздуха, атаки советских танков не получали авиационной поддержки, никакой согласованности в действиях между наземными войсками и авиацией не было. Самым характерным примером можно считать действия 5-й танковой армии в районе Воронежа, когда для ее прикрытия была выделена 1-я истребительная армия под командованием генерала Е.М.Белецкого. Имея 231 самолет, армия за семь дней провела 104 воздушных боя, сбив 91 немецкий самолет (данные несколько завышены, таких потерь немцы в эти дни не понесли) и потеряв 116. Но при этом 5-я танковая армия нещадно избивалась немецким бомбардировщиками, не имея никакого прикрытия с воздуха. Если верить мемуарам, то советских самолетов в небе не было сосвсем. А ведь кроме 1-й истребительной армии, в которой было истребителей больше чем во всем немецком 4-м воздушном флоте, у Брянского фронта была еще и своя 2-я воздушная армия, все силы которой были брошены на воронежское направление.
Неэффективно действовала и воздушная разведка, полученные от нее сведения приходили слишком поздно.
Кроме того, что совесткие самолеты в 1942 году уступали по своим главным характеристикам немецким, совесткие истребители практически не имели радиостанций: даже принимающие рации были редки, а приемо-передающих в частях лишь еденицы. В связи с этим невозможно было наладить взаимодействие даже в воздухе, о взаимодействии же с наземными частями было нечего и думать. К этому следует добавить и худшую подготовку советских летчиков по сравнении с немецкими (а так же итальянскими и венгерскими). В результате в этих и последующих операциях советские войска практически не получали реальной поддержки от авиации. За редкими исключениями.